Какое бронирование автомобиля существует




 

Автомобиль давно стал неотъемлемой частью жизни огромного количества людей, в том числе очень влиятельных и обеспеченных. Излишне говорить, что время от времени на таких людей совершаются покушения. Никто не хочет встречать Святого Петра рано, поэтому при первой же возможности человек, у которого больше денег, конечно, спешит как-то обезопасить себя, забронировав себе машину. Вот какая существует автомобильная броня и от чего она защищает.

Баллистическая защита

В 2006 году Европейская ассоциация VPAM — Vereinigung der Prüfstellen für angriffshemmende Materialien und Konstruktionen (Ассоциация центров сертификации пуленепробиваемых материалов и конструкций) утвердила новый международный стандарт, который содержит 14 уровней защиты от пуль. Этот стандарт касается только возможности защиты от баллистических угроз (пули, шрапнель, шрапнель и т. д.). Каждому уровню классификации соответствует определенный калибр и тип боеприпасов. Однако важно прояснить следующее. Никакое бронирование не является абсолютным. Каждый класс доспехов описывает определенный шанс защиты, но не дает 100% гарантии спасения.

Ранее на Западе (и в ряде других стран) для бронирования автомобилей использовался стандарт EN. Сегодня он считается морально устаревшим и не применяется. Кроме того, стандарт VPAM решает проблему автоматической защиты в целом, в отличие от своего предшественника. Он смотрит на каждую машину в целом и не работает с отдельными окнами, бронелистами и углами конструкции. Другими словами, VPAM лучше связан с суровой реальностью.

Как видно из таблицы, первые пять уровней VPAM — это противодействие «малюткам», броня способная выдержать 9-мм патроны или пистолет 357-го калибра. Наиболее популярные автомобили с такой защитой используются в Латинской Америке, где есть проблемы с уличной преступностью. Бронирование с шестого по десятый уровень — это уже очень серьезная защита. Шестой выдержит выстрел из АК-47, а десятый — скорее всего, бронебойно-зажигательную пулю. Интересен факт, что броня с десятого уровня увеличивает вес машины (в среднем) на 240 кг. Это предполагает установку 80-миллиметровых окон и броневых листов толщиной 18-24 мм.

Следуют уровни 11 и 12. Такое бронирование не пользуется большой популярностью по двум причинам. Во-первых, это очень дорого. Во-вторых, такую броню могут поразить только вольфрамовые боеприпасы калибра 7,62 мм, а оборот таких патронов очень ограничен даже на черном рынке. В конце таблицы 13 и 14 уровень. Здесь уже речь идет о военной технике. Надо ли объяснять, что такая бронь не особо дорогая, но космически дорогая. К тому же такую броню надеть не на каждую «обычную» машину. Хотя в теории, конечно, все возможно. Главное, чтобы у клиента были деньги. Получив такую броню, его машина выдержит обстрел из 14,5-мм пулемета, установленного на БТР-80.

Здесь следует отметить, что стандарт VPAM не исключает существования других подобных систем. Наоборот. В России, например, есть ГОСТ Р 50963-96 и ГОСТ Р 51112-97, в США — NIJ 0108.01, а в Великобритании — BS 5051. Что еще более важно, в конечном итоге все эти современные стандарты созданы по одному принципу.

Взрывозащита

О баллистической защите говорилось выше. Однако это никак не касается взрывов. Ряд недобросовестных компаний, специализирующихся на защите транспортных средств, лукавят, устанавливая показатели баллистического бронирования как сложные. На самом деле защита автомобиля от взрывов — это отдельная статья и целая наука. Самый известный стандарт — международный ERV 2010.

В целом принцип классификации аналогичен тому, который использовался при разработке баллистической защиты. Однако речь идет не о типах калибров боеприпасов, а о типах взрывных устройств, их массе и направлении взрыва. Первый уровень противовзрывной брони предполагает противодействие противопехотным минам или трем ручным гранатам DM 51, брошенным под крышу автомобиля.

Конечно, первый уровень не спасет человека от более серьезных мин. Отныне все очень просто — чем выше уровень защиты, тем большую массу заряда он может принять, предотвращая (скорее всего) смерть и серьезные травмы людей в спортзале. Отдельным в этом случае является защита от самодельных взрывных устройств. Дело в том, что все основные уровни имеют дело в основном с военной «профессиональной» взрывчаткой.

Важно отметить, что никакой тип автомобильной брони не может спасти машину от выстрела из ручного противотанкового гранатомета. Для этого потребуется как минимум динамическая противокумулятивная защита. И никто не поставит его на свой Mercedes-Benz S-Class.